Детский писатель, педагог и просветитель Николай Васильевич Казмин родился 13 мая 1881 года в г. Раненбурге (ныне г. Чаплыгин) в купеческой семье. После окончания учительской семинарии в Рязани, с 1904 года он работал учителем в с. Костино Рязанской губернии.

С 1906 года Николай Васильевич жил в Петербурге. В 1908 году он стал членом Союза русских драматических писателей и композиторов. В 1909–1913 годах преподавал в частном реальном училище А. С. Черняева, в 1917 году был заведующим внешкольным образованием при Петроградской губернской земской управе.

Н. В. Казмин дебютировал в литературе рассказом «Разная судьба» о женском равноправии, опубликованным в 1903 году в журнале «Новый путь» (№ 9). Он автор ряда работ по проблемам семейного и религиозного воспитания. К педагогическим проблемам он впервые обратился в рассказе «Урок. (С натуры)», опубликованном в 1905 году в «Родной ниве», в котором высказался против преподавания основ религии в школе. Эта мысль более аргументировано им была изложена в брошюре «О религиозном воспитании детей» (СПб., 1908). Николай Васильевич считал, что главное в педагогике – создание условий для свободного развития личности и, не отвергая религии как таковой, он не признавал навязывание детям религиозных догматов раньше, чем дети были способны разобраться в них. Проблемам воспитания и отношения к религии посвящена и его пьеса «Голоса мертвых (СПБ, 1906). В 1908 году Николай Васильевич опубликовал брошюру «Современное семейное воспитание в России», в которой поднял вопрос о необходимости создания новой системы национального воспитания, основанной на принципах социального равенства.

Много лет Н. В. Казмин работал в детских журналах «Солнышко», «Родник», с 1908 года был постоянным сотрудником журнала «Русская школа», где, кроме своих беллетристических произведений, публиковал статьи и крупные биографические очерки.

Он – автор многих повестей и рассказов для детей и юношества, нескольких пьес. Его рассказы, включенные в сборник «Рожок пастуха» (1914), частично основаны на воспоминаниях автора о собственном детстве; сборник «Лапти-самоходы» (1914) стилизован под народную сказку; его букварь и книга для чтения под общим названием «Урожай» выдержала несколько изданий.

После Февральской революции 1917 года Николай Васильевич выпустил ряд брошюр об устройстве федеративной России.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов он преподавал русский язык и литературу на рабфаке ЛГУ и в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1940 года работал преподавателем на ленинградском заводе № 5 НКВД. В 1941 году выехал в эвакуацию и дальнейшая его судьба неизвестна.

Произведения автора

  • Современное семейное воспитание в России. – СПб. : Спб. родит. кружок, 1908. – 68 с. – (Энциклопедия семейного воспитания и обучения; вып. 55).
  • О религиозном воспитании детей. – СПб. : типо-лит. И. Лурье и К°, 1908. – 47 с.
  • Лапти-самоходы : сказки / рис. В. Каррика. – М. : изд. и тип. И. Д. Сытина, 1914. – 74 с. – (Б-ка «Тропинки» под редакцией П. Соловьевой и Н. Манасеиной).
  • Рожок пастуха : рассказы / рис. П. Воронцова. – М. : т-во И. Д. Сытина, 1914. – 221 с. : ил. – (Б-ка «Тропинки» под редакцией П. Соловьевой и Н. Манасеиной).
  • Правительство в свободных государствах. – Петроград: Муравей, 1917. – 23 с. – (Общедоступная б-ка «Задачи свободной России». Сер. 1. Политическая библиотека).
  • Одна или две палаты. – Петроград: Муравей, 1917. – 32 с. – (Общедоступная б-ка «Задачи свободной России». Сер. 1. Политическая библиотека; № 456).
  • Президент республики. – Петроград: Муравей, 1917. – 31 с. – (Общедоступная б-ка «Задачи свободной России». Сер. 1. Политическая библиотека; № 461).
  • Что такое союзное государство: (Федеративное государство). – Петроград: Муравей, 1917. – 32 с. – (Общедоступная б-ка «Задачи свободной России». Серия 1. Политическая библиотека; № 454).

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 106-107.
  • Рязанская энциклопедия. – Рязань, 1999. – Т. 1. – С. 460-461.
  • Русские писатели. 1800-1917: биогр. словарь. – М., 1992. – Т. 2. – С. 437-438.: фото.