Печать 
Персоналии   Уроженцы Липецкого края   г. Елец  

Публицист, прозаик и этнограф Д. Г. Булгаковский (настоящая фамилия Булгаков) родился 12 сентября 1843 году в г. Ельце Орловской губернии в семье псаломщика местной Предтеченской церкви. Учился он в Ливенском уездном духовном училище, затем два года в Орловской духовной семинарии. Лишившись отца, а вместе с тем и средств к существованию, Дмитрий вынужден был оставить учебу.

В 1864 году он отправился в Белоруссию, где получил учительское место в народном училище села Зачистье Борисовского уезда Минской губернии.

После года преподавания в сельском училище Д. Г. Булгаковский поступил в Минскую духовную семинарию, после окончания которой в 1869 году, он на протяжении многих лет был священником в приходах Белоруссии. В октябре 1888 году отец Димитрий был переведен священником в военное ведомство, а в 1890 году уволен по болезни.

Где жил он, неизвестно, но часто бывал в Петербурге, и все свои силы отдавал литературной и общественной деятельности. В 1902 г. отец Димитрий подал прошение о снятии с себя священного сана. Святейший Синод удовлетворил его прошение, разрешив вступить в гражданскую службу. Д. Г. Булгаковский переехал в Петербург, где вскоре получил «штатное место» в Министерстве финансов и в возрасте 57 лет стал вольнослушателем естественного факультета Петербургского университета.

Писательский талант и тяга к изучению народной жизни – культуры, быта, традиций проявился у Д. Г. Булгаковского очень рано. Еще учеником семинарии он опубликовал в «Минских губернских ведомостях» (1868, № 23) работу под названием «Белорусские песни. Волочебные (записаны в Борисовском уезде Д. Булгаковским)».

Постепенно обозначилось главное дело его жизни и литературной работы – борьба с народным пьянством. Д. Г. Булгаковский до конца жизни остался энергичным борцом за народную трезвость и народное просвещение. Его литературная деятельность была весьма разнообразной: религиозно-нравственные, исторические, этнографические, агиографические, антиалкогольные, военные труды, беллетристика.

Роман Д. Г. Булгаковского «Близнецы» (СПб., 1903) рассказывает о московской жизни 70-х годов. В автобиографической повести «В стороне от жизни» (СПб., 1909) на основе личных переживаний автора описывается драма священника, снимающего с себя сан. Большое количество брошюр посвящено борьбе с пьянством: «Горе горемычное. Старые и новые речи против пьянства и его ужаснейших последствий и добрые советы, как избавиться от него» (СПб., 1898), «Вино на Руси по памятникам народного творчества литературным и художественным» (СПб., 1902), «На помощь» (1902) и др. Литературно-художественный альбом «Эхо. Пьянство и его последствия» (1898) получил серебряную медаль на Парижской Всемирной выставке в 1900 году. Этнографический труд «Пинчуки. Этнографический сборник. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья, суеверия и местный словарь» (1890) был награжден Большой золотой медалью императорского Русского географического общества. В 1904 году вышла книга «Могила Рабы Божьей Ксении на Смоленском кладбище», посвященная блаженной Ксении Петербургской, имевшая большую популярность среди читателей. Многие брошюры писателя издавались неоднократно. К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года Д. Г. Булгаковский написал труды «Двадцать восемь портретов главнейших русских полководцев Отечественной войны» и «Наши ополченцы и партизаны в Отечественной войне».

Все его литературное наследие насчитывает более 170 наименований.

С 1912 года Дмитрий Гаврилович был редактором-издателем выходившего несколько лет журнала «Всероссийский вестник трезвости».

В 1916 году Д. Г. Булгаковский был вынужден перебраться из Петрограда в Гатчину, где прожил около года, а затем в Ярославскую губернию, поселившись в деревне Пищалино Любимского уезда. Там Дмитрий Гаврилович пытался завершить свое исследование о Валаамском монастыре. Дальнейшая судьба Д. Г. Булгаковского неизвестна. Неизвестно, когда он умер и где.

Гордей Щеглов в монографии «Печальник о благе народном» писал о Дмитрии Гавриловиче, что всю свою жизнь он – в сане и без сана – вдохновляемый возвышенными идеалами и верой, вопреки жизненным трудностям и неблагоприятным обстоятельствам, преодолевая порой отчуждение, непонимание и давление, отдавал свои силы, энергию, способности на служение людям. Его искренне заботило народное благо. Он хотел, чтобы простой русский человек жил лучше, чище, нравственнее, приобщаясь к неистощимым сокровищам Веры и Просвещения.

Произведения автора

Литература о жизни и творчестве

Справочные материалы