Шаховской Александр Александрович (1777–1846)

Драматург, театральный деятель, князь Александр Александрович Шаховской родился 5 мая 1777 года в поместье Беззаботы Смоленской губернии.В 1792 году он окончил Благородный пансион при Московском университете.

В 1793-1802 годах князь состоял на военной службе, с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга. В 1810 году по предложению Г. Р. Державина он был избран в Российскую Академию наук, принимал самое деятельное участие в учреждении и работе общества «Беседа любителей русского слова».

В литературе А. А. Шаховской дебютировал в 1796 году одноактной комедией «Женская шутка». В период с 1804 по 1812 год он успел поставить длинный ряд комедий, трагедий, драм переводных и оригинальных, прологов, опер и, наконец, первый русский водевиль «Казак-стихотворец».

В годы Отечественной войны 1812 года князь Шаховской был начальником полка тверского ополчения и одним из первых вошел в оставленную французами Москву.

В конце 1813 года А. А. Шаховской, вернувшись в Петербург, снова отдался своему излюбленному театральному делу, и уже в следующем году им были поставлены новые водевили «Крестьяне или встреча незваных», посвященный Отечественной войне 1812 года, и «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец».

Всего драматург написал более 110 пьес, среди которых много водевилей, а также вольных переводов и сценических переделок произведений европейских авторов. Его пьесы, отмеченные занимательностью интриги, афористичностью, ориентацией на просторечие, имели важное значение для формирования русской национальной комедии.

Одна из множества комедий А. А. Шаховского посвящена городу Липецку, его курорту, нравам, царящим здесь, в которых отражалась панорама жизни современного дворянства. В один из модных сезонов князь побывал на курорте «Липецкие минеральные воды», и написал комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды», благодаря которой Липецк и Липецкий курорт стали ещё более известны в широких кругах образованного русского общества. Действие комедии разворачивается в благодатной глубинке России:

«Я признаюся вам, что Липецк рай земной!

Любезность жителей и прелести природы

Мне здесь полезнее, чем все на свете воды».восклицала одна из героинь пьесы. 

23 сентября 1815 года русская драматургия переживала один из своих самых шумных успехов. На сцене петербургского Малого театра шла премьера «Урок кокеткам, или Липецкие воды» А. А. Шаховского. Пушкин шутливо считал эту дату началом новой эры. «В лето 5 от Липецкого потопа», писал он в июле 1821 года А. И. Тургеневу. Комедия имела потрясающий успех, был возрожден забытый жанр легкой комедии в стихах.

Но пьеса вызвала и бурную полемику, так как в ней была выведена карикатурная фигура поэта Фиалкина, «молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью», стихи которого пародировали поэзию В. А. Жуковского. Комедия произвела потрясающее действие на друзей Жуковского, которое усугублялось тем, что сам поэт присутствовал на премьере «Липецких вод». «Нас сидело шестеро в третьем ряду кресел, – писал Вигель, – Дашков, Тургенев, Блудов, Жуковский, Жихарев и я. Теперь, когда я могу судить без тогдашних предубеждений, нахожу я, что новая комедия была произведение примечательное по искусству, с каким автор победил трудность заставить светскую женщину хорошо говорить по-русски, по верности характеров в ней изображенных, по веселости, заманчивости, затейливости своей и, наконец, по многим хорошим стихам, которые в ней встречаются, но лукавый дернул его ни к селу, ни к городу вклеить в нее одно действующее лицо, которое все дело перепортило. В поэте Фиалкине, в жалком вздыхателе, всеми пренебрегаемом, перед всеми согнутом, хотел он представить благородную скромность Жуковского, и дабы никто не обманулся насчет его намерения, Фиалкин твердит о своих балладах и произносит насколько известных стихов прозванного нами в шутку балладника. Можно вообразить себе положение бедного Жуковского, на которого обратилось несколько нескромных взоров. Можно себе представить удивление и гнев вокруг него сидящих друзей его. Перчатка была брошена, ещё кипящие молодостью Блудов и Дашков спешили поднять её». Скандал вокруг комедии привел к образованию знаменитого литературного общества «Арзамас».

«Арзамасцы» поиздевались над Шаховским и его «Липецкими водами» рядом язвительных эпиграмм и статей. Так, П. А. Вяземский писал:

Хвала тебе, о Шутовской!
Я все не видывал диковинки такой.
Искусство превзошло все чудеса природы.
Водяным слогом ты творишь сухие воды.

  Каков ты? – Что-то мне не спится,
Хоть пью лекарства по ночам…
Чтоб от бессонницы лечиться,
Отправься к «Липецким водам»!

  Каков ты? – Пламя потаенно
Жжет кровь мою назло врачам…
Чтоб просвежиться совершенно,
Отправься к Липецким водам!

Вяземскому вторил А. С. Пушкин:

С какою легкостью свободной
Играешь ты в стихах природой и собой.
Ты в «Шубах» Шутовской, холодный,
В «Водах» ты, Шутовской, сухой.

Не остался в стороне от своих собратьев по перу и А. С. Грибоедов:

На замечанье Феб дает,
Что от каких-то вод
Парнасский весь народ
Шумит, кричит и дело забывает.
И потому он объявляет,
Что толки все о «Липецких водах»
(В укору, в похвалу, и в прозе, и в стихах)
Не по его внушенью.

Но, тем не менее, комедия «Урок кокеткам, или Липецкие воды» имела заметное влияние на общее развитие русской комедии тех лет, и при жизни автора публиковалась дважды – в 1815 и 1819 годах.

А. С. Пушкин, в юности разделявший взгляды противников драматурга, позднее признал его заслуги и в первой главе «Евгения Онегина», характеризуя наиболее значительные события русского театра начала 20-х годов, писал:

Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

Князь Шаховской переделал для сцены ряд произведений Пушкина, в том числе «Руслана и Людмилу»(«Финн»),«Бахчисарайский фонтан» («Керим Гирей», «Пиковая дама» («Хризомания»).

В конце жизни Александр Александрович почти не писал для театра, он работал над романом «Жизнь Александра Пронского», циклом повестей «Русский Декамерон», напечатал автобиографический рассказ «Три женитьбы вопреки рассудку», повесть «Маруся, Малороссийская Сафо», кроме того писал стихи и статьи по истории и теории театра.

Умер А. А. Шаховской 3 февраля 1846 года в Москве.

Шаховской Александр Александрович (1777–1846)